Как протестировать культурный код или UX-тестирование детского голосового помощника. QA и наука

Доклад принят в программу конференции
Анна Дегтева
Альфа-Банк

Лингвист и антрополог, проектирую голосовые интерфейсы, исследую коммуникацию между людьми и умными устройствами.

Tg: @headleymist
Тезисы

Роботы и печенье: детское устройство от этнографии до UX-тестирования.

В своем докладе я поделюсь опытом разработки и тестирования голосового интерфейса для детского робота “Емеля”, сочетающего в себе функции умной колонки и компаньона.

На момент начала разработки в 2016 году в русскоязычном сегменте аналогичных устройств не существовало, голосовой интерфейс использовался реже, чем сейчас, и основные пользователи - дети, чаще всего, не имели опыта и наработанной манеры взаимодействия с ним (а разработчики - с детьми). Проектировать взаимодействие с устройством и проверять свои гипотезы команде приходилось практически “с нуля.”

В процесс разработки вошли предварительные интервью с родителями и детьми, тестирование диалогового агента взрослыми и UX-тестирование с участием детей - как в “лабораторных”, так и в домашних условиях. При этом мы увидели несколько важных разрывов:
- между тем, что говорят о поведении и интересах детей родители и сами дети,
- между тем, что люди о себе говорят, и тем, что они делают,
- между тем, как работает диалог “в вакууме” и в условиях физической реальности.
- между тем, что исследователи хотят знать и тем, что им стоило бы знать.

Результатом работы стало усовершенствование не только устройства, но и методов тестирования и UXR для голосовых устройств.

Другие доклады секции QA и наука